Аналитика оконного рынка за 5 лет


Аналитика оконного рынка за 5 лет

analiz.jpg

Итоги пятилетки, или перспективы российского рынка пластиковых окон

Состояние российского рынка пластиковых окон неутешительно: неуклонное падение потребительского спроса приводит к банкротству и закрытию многих компаний-производителей. Для того, чтобы понять, как переломить ситуацию, необходимо проанализировать динамику изменения объёма и структуры отечественного рынка окон за предшествующую пятилетку, с 2012 по 2016 год.

Особенности и парадоксы оконного бизнеса

В 2012 году в РФ было продано 57,6 млн м², а в 2016 – всего 32,4 млн м² пластиковых окон. Падение потребительского спроса на 44% объясняется двумя причинами:
  • значительным насыщением рынка;
  • падением рубля, приведшим к снижению покупательной способности населения.
Качественные окна рассчитаны на эксплуатацию в течение 30–40 лет. Следовательно, те, кто приобрёл их во времена пика продаж, в ближайшие 20 лет новую покупку совершат разве что при смене жилья.
С 2012 по 2016 год курс доллара вырос почти в два раза, евро – более, чем на 70%. Логично ожидать, что сопоставимо с курсами валют увеличится и стоимость окон. Если бы структура рынка осталась прежней, то в денежном выражении объём продаж изменился бы следующим образом:
  • в валюте – уменьшился на 44%;
  • в рублях – даже увеличился.
Но статистика показывает другую картину: с 2012 по 2016 год объём продаж уменьшился с 280 до 164,6 миллиарда рублей (на 41%). Ещё более впечатляет сокращение объёма продаж в евро: с 7 до 2,2 миллиарда. Парадокс: хотя стоимость профилей и стёкол за 5 лет увеличилась на 60%, среднерыночная среднегодовая цена квадратного метра окна выросла всего на 4,7%: с 4,82 до 5,05 тысячи рублей.
Правда, в 2017 году темпы роста среднерыночной цены квадратного метра окна ускорились: за первое полугодие она увеличилась на 5,4% и к концу июня достигла 5,33 тысячи рублей. Это означает, что серьёзно изменилась структура рынка: основная масса потребителей отдаёт предпочтение продукции эконом-класса.

Анализ конъюнктуры оконного рынка

Структура оконного рынка в 2012 году:
  • 65% – нижний ценовой сегмент;
  • 32% – средний;
  • 3% – верхний.
В 2016 году доля продукции:
  • эконом-класса составляла 88%,
  • средней ценовой категории – 11,7%,
  • премиум-класса – 0,3%.
В 2016 году 88% проданных окон были с узким профилем (до 62 мм), хотя в 2012 году этот показатель составлял 74%.

2016.jpg

Рис.1. Изменения структуры рынка окон

В течение 5 лет объём продаж фурнитуры сокращался пропорционально уменьшению объёма рынка окон. В 2012 году было продано 30, в 2016 – 16 миллионов условных комплектов. Однако вплоть до 2015 года даже покупатели окон эконом-класса часто приобретали дорогую фурнитуру: это красиво и практично. Но кризис усиливался, а рынок заполонили дешёвые турецкие и украинские изделия. В результате спрос на высококачественную западноевропейскую продукцию упал, а структура продаж фурнитуры кардинально изменилась:
• в верхней ценовой категории – с 62% в 2012 г до 38% в 2016 г;
• в средней – с 30% в 2012 г до 38% в 2016 г;
• в нижней – с 8% в 2012 г до 24% в 2016 г.

Изменения рынка фурнитуры.jpg

Рис.2. Структурные изменения на рынке фурнитуры

Перспективы развития рынка

Аналитика оконного бизнеса не радует: налицо устойчивая тенденция к сокращению рынка. Чтобы привлечь покупателей и избежать банкротства, многие компании-производители окон снижают цены.
Рассмотрим факторы, за счёт которых возможно удешевление окон:
  • менее качественный, чем у лидеров рынка, пластик (тонкий или с шершавой поверхностью, с высоким содержанием дешевых компонентов). Профили из такого материала долго не прослужат;
  • слишком тонкий армирующий профиль. Рамы высоких окон быстро деформируются, замки заклинивает, и они ломаются. Ремонт таких конструкций (если он вообще возможен) стоит дорого;
  • использование узких профилей (до 62 мм включительно). Это допустимо, но окна с широкими профилями (более 70 мм) обладают гораздо лучшими тепло- и звукоизоляционными свойствами.
Во всех рассмотренных случаях качество приносится в жертву дешевизне. Компании, которые не видят иного выхода, кроме как продавать окна по минимальным ценам, выбирают путь в никуда. Прибыль при такой политике резко снижается, а расходы на гарантийный ремонт повышаются.

Потребители, польстившиеся на дешевизну, сталкиваются с тем, что окна требуют ремонта или замены уже через 3–4 года, тогда как более дорогие модели без проблем служат положенные 30–40 лет. Из-за жалоб клиентов страдает репутация фирмы.
Намного перспективнее стратегия организации своеобразного ликбеза для покупателей. Компании, которые реализуют только качественную продукцию, причём не жалеют сил и средств на ознакомление потребителей с правилами выбора окон для конкретного региона, остаются в выигрыше.
 
Другие статьи
Дверь-ПВХ – Ваш универсальный выбор
Дверь-ПВХ – Ваш универсальный выбор

На сегодняшний день дверь является если не лицом квартиры или комнаты, то уж точно яркой характеристикой…

Почему не стоит сомневаться в ПВХ-окнах?
Почему не стоит сомневаться в ПВХ-окнах?

Пластиковые окна сегодня – это привычный вариант оформления окна. Покупатели часто делают выбор в пользу…